Диспетчеризация представляет собой процесс централизованного оперативного контроля, управления и координации какой-либо автоматизированной инженерной системой с использованием оперативной передачи информации между объектом диспетчеризации и пунктом управления.

Диспетчеризация здания

Диспетчеризация существенно упрощает процесс контроля над инженерными коммуникациями любого здания, экономит энергетические и финансовые средства собственника. Итак, рассмотрим ту пользу, которую несет в себе диспетчеризация.

Во-первых, повышается оперативность обслуживания и качество работы любого технического оборудования, предназначенного для работы с инженерными системами здания.
Во-вторых, сокращается время поиска, локализации и ликвидации неполадок, обеспечивается надежность и предупреждается возникновение серьезных аварийных ситуаций.
В-третьих, обеспечивается эффективность функционирования инженерного оборудования, что позволяет сократить численность обслуживающего персонала здания.
В-четвертых, сокращаются энергозатраты и ресурсопотребление.
В-пятых, оптимизируются потребления энергоносителей.

Любые крупные здания и объекты, имеющие расширенные инженерные системы, сети АЗС, магазинов и ресторанов, автоматических терминалов, электросети, сети тепло-, газо- и водоснабжения, коттеджные и иные поселения, имеющие свои собственные независимые энерговырабатывающие источники и инженерные системы, особенно нуждаются в дополнительном средстве контроля над инженерными коммуникациями.

Стоит отметить, что существует много способов интеграции управления и диспетчеризации. Рассмотрим некоторые из них.

Локальная диспетчеризация

Используется в том случае, если необходимо установить контроль над объектами, расположенными недалеко друг от друга, и на которых всегда присутствует обслуживающий их персонал. В такой ситуации, пульт-диспетчерская также расположен в пределах контролируемой им территории, а его связь с подконтрольными объектами осуществляется, как правило, через локальную сеть или полевые шины.

Удаленная диспетчеризация

При этом способе диспетчеризации пульт-диспетчерская расположен в удаленном от подконтрольных объектов месте, а его связь с объектом осуществляется чаще всего через радиоканал. К такому виду диспетчеризации прибегают, когда нет возможности организовать пульт оператора на подконтрольных объектах – это могут быть объекты и станции, постоянное присутствие на которых обслуживающего персонала не требуется.

Глобальная диспетчеризация

Контроль управления всеми инженерными системами при таком способе диспетчеризации доступен контролеру-оператору в любой точке мира, связь с объектами осуществляется через Глобальную сеть, а сам Интернет-сервер в этом случае включен в систему диспетчеризации. Этот способ удобен тем, что оператор из любой точки мира может связаться с подконтрольными ему объектами в соответствии со своим статусом допуска и запросить любую информацию по состоянию любого из них, а сами подконтрольные объекты могут входить в систему локальной диспетчеризации каждый.